21 июня состоялось важное событие в сфере образования, Президент РФ В.В. Путин в преддверии выпускных вечеров встретился с классными руководителями из 25 регионов России. От Москвы на круглый стол был направлен член Правления ассоциации классных руководителей, классный руководитель 9а класса Лицея №1367 Хаткевич Герман Федорович. Встреча проходила в Кремле, на ней присутствовали Министр образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна, помощник Президента Фурсенко Андрей Александрович. До начала заседания участники мероприятия дали интервью федеральным и региональным СМИ, а также в течение часа неформально общались с Министром и экс-министром образования и науки РФ.
В начале встречи В.В. Путин поздравил всех учащихся и их родителей, педагогов с окончанием учебного года и предстоящими выпускными вечерами, а затем передал слово классным руководителям. Педагоги подняли ряд актуальных тем, говорили о важности традиций и самоидентичности каждой школы, о трудовом воспитании, о бюрократических трудностях, связанных с организацией выездных экскурсий и походов.
Хаткевич Г.Ф. рассказал о возможностях формирования профессиональных навыков и о прогрессивных полезных для учащихся движениях и проектах, в которых активное участие принимают московские школьники и студенты. В ходе встречи Президент с большим вниманием и интересом слушал педагогов и комментировал их выступления, дважды он дал поручения своим помощникам, направленные на решение обозначенных проблем.
В.В. Путин хорошо осведомлен о развитии образования в России и заинтересован в диалоге с педагогическим сообществом, чтобы вместе стремиться к новым высоким результатам.
Далее приводим выдержку из стенограммы этой беседы.
Полный текст размещен на официальном сайте Президента.
Г.Хаткевич: Спасибо большое за предоставленное слово. Меня зовут Хаткевич Герман Фёдорович. Лицей № 1367 города Москвы.
Несколько слов хотелось бы сначала сказать по поводу трудового воспитания. Действительно, это очень важный и актуальный вопрос. Но хотелось бы отметить, что труд бывает рутинный и бывает творческий. Считаю, что если детей приучать к творческому труду, то это, конечно же, очень благоприятно скажется на их развитии.
Вы знаете, сейчас есть такие движения, которые называются JuniorSkills и WorldSkills, как раз они посвящены тому, чтобы развить профессиональные навыки. Наши российские школьники могут соревноваться с коллегами из других стран и демонстрировать свои навыки. Сейчас мы очень активно присоединяемся к этому движению. Есть даже специальное движение для детей с ограниченными возможностями здоровья, называется «Абилимпикс». Сейчас это одни из основных трендов, по крайней мере, в системе московского образования.
Показатели успешности учащихся в этих направлениях, которые я обозначил, входят в формирование рейтинга московских школ и, таким образом, стимулируют педагогов, директоров, чтобы обращали особое внимание на развитие профессиональных навыков.
В.Путин: Это мне хорошо известно, я этим отчасти занимаюсь и поддерживаю все эти движения.
Что любопытно, Андрей Александрович, может, поправит, когда проводятся различные конкурсы, выясняется, я уже приводил это как-то, что одни и те же задачи дают менеджерам среднего звена в крупных компаниях, студентам старших курсов и выпускникам школ.
Лучшие результаты показывают выпускники школ. Я никак не мог понять почему. Навыки. Они все сидят в компьютере, приобретают соответствующие навыки и быстрее решают соответствующие задачи, в том числе технического характера.
Для менеджеров среднего звена, которые школу давно закончили и университет, они вроде менеджеры, а реально сделать… В позапрошлом году, по-моему, спутник нужно было сделать элементарный. Лучше всего и быстрее справились выпускники школы. Я так удивился, но факт.
Наши многие побеждают, всё лучше и лучше, уже побеждают в соревнованиях WorldSkills. Но не везде есть возможность подготовить для таких соревнований. Надо к этому стремиться. В общем-то, по большому счёту там даже такого сверхсложного оборудования не нужно.
Да, в некоторых школах в Москве, в Питере я был сам, ещё Валентина Ивановна Матвиенко показывала, оборудованы классы по последнему слову техники. Я удивился, станки стоят самые современные. Конечно, на таких станках легко – нелегко, но проще готовить хороших специалистов, причём уже даже специалистов.
Это не значит, что они должны быть токарями или какими-то сварщиками самой высокой квалификации. Но есть элементарные вещи, для того чтобы участвовать в соревнованиях WorldSkills, там совсем простые операции нужно делать. Надо просто знать, что входит в программу, и соответствующим образом ребятишек готовить.
Г.Хаткевич: Хотел пару слов сказать по поводу взаимодействия бизнеса и общего образования. Мы являемся участниками проекта, который называется «Школа реальных дел».
Крупные компании выставляют кейсы, то есть определённые задания, которые направлены на решение конкретных проблем, конкретных задач, стоящих перед ними.
И учащиеся моего класса стали победителями в этом году по одному из кейсов, то есть они предложили реальное решение, которое одна из крупных компаний смогла взять на вооружение и использовать на практике.
В.Путин: При этом знаете что, нельзя смущаться по поводу того, что они не будут выдавать на-гора какой-то конкретный результат. Они должны к этому стремиться, но не факт, что они его добьются. Не надо смущаться. Как раз на этом уровне школы важен процесс.
Даже в крупных университетах, в Московском университете, я это знаю, какая ситуация складывается? Есть у нас исследователи, которые готовы предложить какие-то решения по целому ряду самых разных направлений, но они не знают, куда это деть.
А есть наши крупные и средние компании, всякие, которым нужны соответствующие решения, но они не знают, где их взять. И самое простое, они идут на международный рынок и покупают за границей методики, оборудование и так далее. Когда предпринимаются попытки соединить потребности нашей экономики и возможности нашей интеллектуальной части, допустим, в той же высшей школе, не сразу срастается это.
У нас ведь творческие люди видят так, как они считают нужным. Они говорят: чашка должна быть вот такой. И когда им говорят: нам нужно, чтобы ручка была вот здесь, – они говорят: нет, идите вы подальше, вот здесь должна быть ручка, и всё. Но это уже более высокий уровень, здесь нужно помогать, создавая технопарки, как у вас, и в других местах. Это уже дело субъектовых администраций.
Но на уровне школы совершенно точно надо привить интерес к этому делу, побудить молодого человека заниматься, помочь ему выбрать, сориентироваться в огромном потоке профессиональной информации, это очень важно, вот такая профессиональная среда. Так что надо настроить будет эту дополнительную систему.
С высшей школой мы стараемся. А со старшеклассниками – нет, практически нет.